Исследовательская работа 2стр

3.2. Довоенный и военный период истории усадьбы

       В 1931-32 гг. организовали колхоз «Путь», который входил в
состав коммуны «Пионер».  Председателем колхоза был Валеев Фазлей
Янгирович. Во время коллективизации в двухэтажном кирпичном здании
находились: правление колхоза, школа для ликвидации неграмотности и
жилье для учителей и руководителя колхоза.
Из архивных документов за 1935-36 год, мы узнали, что была начальная
школа (прилож.2.8). В 2-ом и 3-ем классах обучалось  24 учащихся,
преподавание велось на татарском языке. Было 2 учителя, директор
Курбанов.
В 1936-37 годах было 2 класса – 1 и 2,  всего 25 учащихся, директор Абдуллин (прилож.2.9).
В 1937 году заведующей начальной школы колхоза «Путь» Тартышевского
сельского совета была назначена Гирофанова Г.К., через два месяца
Абдуллин  М. (прилож.2.10).    В 1938 – 1939 годах  было 2 класса, 18
учеников: 2 класс – 11 учеников и 3 класс – 7 учеников.
В 1939-1940 годах ввели семилетнее обучение. Дети из ближайших деревень
после начальной школы шли в 5 класс в Тартышевскую семилетнию школу.
Коммуна «Пионер» входила в Тартышевский сельский совет, поэтому школа была названа «Тартышевская».
С  1942  по 1943 гг.  в здании школы жили и учились эвакуированные 
детдомовские дети (прилож.5.1). Это были разновозрастные мальчики, по
достижении совершенолетия  большинство из них призывали на войну.
Местные деревенские мальчики с лошадьми ходили на водопой к пруду на
речке Салаяз, где часто происходили стычки с детдомовскими мальчиками.
Дети из детдома ходили по деревням Айгильдино и  Кузово, собирали окурки
и побирались (прилож.5.6).  Младшие  местные дети их боялись.  Одна из
воспитательниц, которая жила в деревянном доме, была швеей, и многие
жители ближайших деревень ходили к ней для пошива одежды.
По воспоминаниям старожилов летом 1942 деревянное двухэтажное здание
было жилым. Во дворе был навес с железной крышей, где хранили
сельскохозяйственный инвентарь: лобогрейку, сноповязалку, косилки,
конные грабли и другое. За кирпичным амбаром был конный двор и овчарня,
рядом колодец. Напротив кирпичного двухэтажного здания были деревянные
постройки (маслобойка и мельница) (прилож.5.1). Ворота были чугунные
узорчатые. Через овраг в сторону д. Айгильдино был сад. Лес между
деревнями Пионер и Айгильдино и сейчас старожилы называют «Кощеевская
дача» (прилож. 5.6).
Во время войны учеников из ближайших деревень в школе было мало. 
Возможности учиться не было,  дети шли работать, помогать родителям. 

Глава 4. Усадьба Кощеевых во второй половине XX и начала XXI веков
        4.1. Послевоенные годы в истории усадьбы

        По воспоминаниям  бывшей ученицы школы с 1948 по 1956 года  Гостюниной Ю.Я. было три параллельных класса: один класс на марийском языке обучения,  два – на русском (прилож.5.3). В класс с марийским языком обучения шли дети из марийских деревень: Кузово и Айгильдино, в класс с русским – из русских деревень: Тартышево, Ляпустино, Андреевка, Погорелово, Новобазаново  и из  татарских деревень: Ильдусово и Ново-Уртаево. В марийских  классах было по 40-42 ученика, а в русских – меньше, поэтому два класса с русским языком обучения объединили в один класс. За высокими длинными партами сидели по 4 ученика.
На 3-4 ученика был один учебник, писали покупными чернилами в тетрадях. С нами учились дети на 3-4 года старше, они не смогли учиться с ровесниками, потому что им нечего было одеть и обуть. В пионеры принимали в школе, а в комсомол принимали в горкоме комсомола г. Бирска, возили на лошадях.  Изучали иностранный язык – немецкий.  
В сороковых годах, после войны директором школы был Фёдоров Павел Федорович, с 1948 по 1957 годы – Киселёв Василий Иванович, затем – Саитгалеев, Буторин.  В 1960-61 годах школу переименовали в Тартышевскую восьмилетнюю, где уже обучалось 43 человека.
Амбар был покрыт красной железной крышей, там хранилось колхозное зерно. За амбаром была деревянная конюшня. Столбы забора и ворота были целы. С двух сторон ворот были красивые чугунные калитки, одна из них открывалась, другая нет. С левой стороны здания школы находился  кирпичный туалет. На семейном кладбище забора уже не было, были только остатки от столбов (прилож. 5.3).
          4.2. Последняя треть XX века

          В семидесятые годы на втором этаже амбара, над аркой планировали обустроить жилье для учителей, но не получилось. Затем там был красный уголок для местной молодежи, показывали кино (прилож. 5.2). В одном из помещений амбара стояла дизельная станция, которая в 1967 году была причиной пожара. В результате пожара сгорела крыша в левой части постройки, которую больше не восстановили. Хозяйственные постройки  постепенно разрушались. Двухэтажное кирпичное здание сохранилось благодаря тому, что там располагась школа.
В школе обучение велось по параллельным классам: класс «А» – на  марийском
языке, класс «Б» – на русском.  В класс «А» шли дети из марийских деревень Кузово и Айгильдино, а в класс «Б» – из русских и татарских деревень: Тартышево, Погорелово, Ляпустино, Ильдусово, Ново-Уртаево и Пионер. В 1976 г. обучение велось в обоих классах на русском языке, только в классе «А» преподавали родной марийский язык.
В 1989 году школа стала Тартышевская неполная средняя (9 классов),  1998 – 1999 гг.  – Тартышевская основная общеобразовательная школа, в 2006 году – Муниципальное общеобразовательное учреждение  Основная общеобразовательная школа д. Пионер, 2008 г. – Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Основная общеобразовательная школа  д. Пионер.  В 2009 году школа переименована в филиал МБОУ СОШ села Чишма, деревни Пионер. В настоящее время в школе обучаются дети с 1 по 8 классы (22 ученика).

         4.3. Состояние здания в настоящее время.

С 2005 года в рамках НОУ ведется работа по изучению истории школы и усадьбы.
Весной и летом 2005 года  построили новую дорогу,  которая прошла
рядом со  зданием  школы. От вибрации тяжелой техники на стенах здания появились трещины.  В первое время они были небольшие, но с каждым годом они увеличиваются. Хозяйственные постройки находятся в полуразрушенном состоянии. Был составлен акт обследования здания от 30.08.2005 года (прилож. 6). Мы обращались в отдел по сохранению памятников Министерства культуры РБ. Получили ответ, что здание школы и прилежащие хозяйственные постройки включены в Реестр объектов недвижимого культурного наследия республики Башкортостан, и что будут учтены мероприятия по реставрации здания и прилежащих хозяйственных построек на 2009-2011 гг. (прилож. 7). Также мы обращались в администрацию Бирского района и г. Бирска об утверждении историческим памятником районного масштаба здания школы (прилож. 8).  В феврале 2011 г. от школы написали письмо в министерство культуры РБ и получили ответ с рекомендацией обратиться в администрацию Бирского района, для включения в муниципальную программу по сохранению и популяризации объектов культурного и природного наследия (прилож. 9 и 10).
Изучив архивные документы и проанализировав рассказы старожилов,  мы составили примерный план усадьбы Кощеевых (прилож. 11).
Мы посетили с. Москово, для ознакомления с историей здания больницы (рис. 11).  Оно строилось в 1908-1912 гг. как волостная больница на 25 койко-мест (прилож.5.4). Действовала до 2006 г., а в настоящее время пустует. Если сравнить здание школы и здание больницы, то можно найти много общего: кирпич и раствор одинаковые, узоры, стиль постройки, время постройки.
Немыми свидетелями всей истории являются сохранившиеся две лиственницы, растущие рядом со школой. Мы считаем, что они являются символом памяти, которую мы доржны знать и передать будущим поколениям.
Выводы:

  1. Мы собрали и проанализировали  архивные документы, фотографии и   рассказы старожилов, подтверждающие историю усадьбы.
  2. Продолжаем изучать историю семьи Кощеевых.
  3. Кирпичные двухэтажное здание и хозяйственные постройки   включены в Реестр объектов недвижимого культурного наследия Республики Башкортостан и Российской  Федерации.

         Здание нуждается в срочном ремонте  и в реставрации. Ждем и надеемся, что будут выделены средства на ремонт и реставрацию.  
Данная работа является результатом исследования и анализа материалов, собранных членами НОУ в течение нескольких  лет. Мы узнали об истории постройки самого здания, кому принадлежало оно, как здание эксплуатировалось после революции и в последующие годы.
Очень важно нам найти родственников Кощеевых, для того чтобы узнать еще больше о жизни данной семьи. Может, они нам расскажут новые факты того времени. Два раза отправляли письма по электронной почте на сайт передачи «Жди меня».
Необходимо благоустроить семейное кладбище семьи Кощеевых.
Есть надежда, что наше начатое дело даст хорошее начало для продолжения поиска и исследования исторических материалов нашей малой  родины.  
Немыми свидетелями всей истории являются сохранившиеся  две лиственницы, растущие рядом со школой. Мы считаем, что они являются символом памяти, которую мы должны знать и передать будущим поколениям.

Скачать исследовательскую работу и приложения
Исследовательская работа Фото Тезисы по истории усадьбы Презентация усадьба Кощеева